Сегодня рассскажу вам об интересных и необычных психологических эффектах из социальной психологии. Звучит сложно, но на деле все довольно просто, например эффект Ромео и Джульеты можно также назвать "назло всем врагам" или "плевать, а мне ещё сильнее хочется" (В. Высоцкий "Наводчица").
• Эффект Ромео и Джульетты, • Эффект Очевидца, • Эффект Труднодостижимости, • Эффект Пигмалиона, • Эффект Зейгарник, | • Эффект Ореола, • Эффект Аудитории, • Эффект Монте-Карло, • Эффект Рингельмана, • Эффект Консерватизма, | • Эффект Края, • Эффект Наглядности, • Эффект Репрезентативности, • Эффект Эгоцентризма, • Эффект Якоря. |
Самые интересные психологические эффекты >>>
]1. «Эффект Ромео и Джульетты»
Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей или других разлучить их.
2. «Эффект Очевидца»
Феномен заключается в том, что, когда нужна помощь, чем большее количество людей присутствует, тем менее вероятно, что кто-то из них окажет помощь. Известно, что этот эффект является общим для всех. По существу, чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь - следовательно, никто не помогает.
3. «Эффект Труднодостижимости»
Очень двоякий эффект. Заключается в том, что люди с более высокими и недоступными идеалами, более интересны и желанны для остальных, чем те, кто доступен здесь и сейчас. Одновременно с этим, «труднодостижимый» человек незаметно просто отваживает от себя людей и вскоре становится никому не нужным.
4. «Эффект Пигмалиона»
(Pygmalion effect) Термин взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу. Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников.
Они манипулировали ожиданием учителей, сказав педагогам, что 20% случайно выбранных школьников из 18 различных классов, обладают высоким уровнем IQ. В итоге именно эти ученики по итогам тестирования оказались самыми одарёнными среди школы, так как уровень их интеллекта значительно возрос после того, как учителя начали к ним по-другому относиться.
5. «Эффект Зейгарник»
(англ. Zeigarnik effect) - названный в честь открывшей его в 1927 году ученицы К.Левина, эффект действует таким образом, что человек запоминает лучше всего те действия, которые ему не удалось завершить. Учёные объяснили это тем, что в начале действия есть некий потенциал энергии, который до конца не высвобождается и «мучает» своего создателя, если действие не закончилось. Данный эффект принято использовать в педагогике и искусстве.
6. «Эффект Ореола»
Его суть заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое «приписывание» ему других позитивных качеств, если они у него в последствии и не проявляются. При возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик.
Среди студентов хорошо известен миф: «вначале студент работает на зачетку, а потом она на него». Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам, часть студентов получают только отличные отметки в 1-2 семестрах. В последующем, отдельные из них, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы. Но на преподавателя уже действовал «эффект ореола» и он все старался «натянуть» ответ студента на «отлично».
7. «Эффект аудитории»
(эффект Зайонца, эффект фасилитации) - влияние постороннего присутствия на поведение человека. Смысл его в том, что человек ведёт себя по-другому в присутствии толпы или другого человека. Он может волноваться, переживать сильные эмоции, смущаться или пытаться понравиться представителям противоположного пола. В итоге поведение и мысли человека в значительной степени отличаются, когда он наедине с собой или с кем-то в компании. Здесь же можно отметить и эффект Зеркала, когда человек начинает зеркалить действия и поведение другого человека.
8. «Эффект Монте-Карло».
Многие привыкли связывать два или более независимых события и ожидать при этом какую-то вероятность. В частности, это проявляется в суждении, что после многих проигрышей в игре типа рулетки шансы на выигрыш возрастают.
9. «Эффект Рингельмана» - по мере увеличения численности группы индивидуальный вклад в коллективную работу уменьшается.
10. «Эффект консерватизма» (лат. conservare - охранять, сохранять).
Обычно мы сохраняем устоявшееся мнение при оценке какого-либо события, игнорируя вновь поступающую информацию.
11. «Эффект края».
Переоценка вероятных событий и недооценка маловероятных событий. В частности, человек обычно совсем игнорирует редко случающиеся вещи (к примеру, землятрясение) даже при их чрезвычайной значимости.
12. «Эффект наглядности».
Переоценка вероятности события в том случае, если человек уже имел с ним дело и может вспомнить из своего опыта соответствующие примеры, особенно при их яркой эмоциональной окрашенности.
13. «Эффект репрезентативности» (фр. reprentatif - показательный).
Переоценка надежности малых выборок и перенос их свойств на всю общность. Пример: нельзя делать выводы о том, каково мнение всего населения на основе опроса небольшой его части.
14. «Эффект эгоцентризма» (лат. ego - я + centrum - центр) - феномен принятия решения.
Переоценка события в том случае, если её вероятность подтверждается личным опытом, а не опытом других людей.
15. «Эффект якоря».
Часто случается у людей, которые привыкли доверять мнению каких-либо "авторитетов". Такие люди обычно сдвигают свое мнение о событии (людях) в сторону первоначальной точки отсчета, которую высказал "эксперт".
Перейти на страницу сообщения |
Комментариев нет:
Отправить комментарий